Обучение
ребенка одному из приемов саморегуляции.
Расшалившемуся
ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с
каждым разом может становиться все больше и больше.
Взрослый
сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только
мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.
Когда
подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить
взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он
огорчен, устал или «завелся».
Бездомный заяц
Игра
способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального
взаимодействия с детьми.
В игре
принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок - заяц - чертит вокруг
себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами -
Один-два метра. Один из зайцев - бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно
от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» И перебежать
из домика в домик. Задача водящего во время этого обмена занять домик,
оставшийся на минутку без хозяина.
Тот, кто
остался бездомным, становиться водящим.
Что нового
Развитие
умения концентрировать внимание на деталях.
Взрослый рисует
мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят
дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда
один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по
команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем
сложнее искать новые детали.
РАЗГОВОР С ТЕЛОМ
Учить
ребенка владеть своим телом.
Ребенок
ложится на пол, на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом
обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт
и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким
бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь,
помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты
спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А
бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты
делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным?
Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг
друга».
Игры с песком и водой
Развитие мышечного контроля.
Развитие координации движений.
Взрослый
опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок
осторожно «откапывает» руку - делает археологические раскопки. При этом
нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони,
он тут же меняется ролями с взрослым
В таз с
водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков
ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5-1 м от таза, ребенок сбивает
«мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды,
если не сбит, то «сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз
становится пустым. В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой
результат, проверяя время по секундомеру.
ПОСЛУШАЙ ТИШИНУ
Развивать
внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой.
По первому сигналу колокольчика
дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. Д.
По второму
сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит
кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они
услышали.
Маленькая птичка
Развивать мышечный
контроль
Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую
игрушечную птичку (или другого зверька).
Взрослый
говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная.
Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».
Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит,
говорит добрые слова, успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам.
В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в
ладошки, а просто напомнить ему: «помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой
ее снопа». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и
успокаивается.
ГОВОРЮ
Игра
направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите
детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но
отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду:
"Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время
года?" (Педагог делает паузу)"Говори!"; "Какого
цвета у нас в группе (в классе) потолок?" ... "Говори!";
"Какой сегодня день недели?" ... "Говори!"; "
Сколько будет два плюс три?" И т. д.»
Игра может
проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
Колпак мой треугольный
Игра
помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком
- своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.
Играющие
сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову
из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный,
то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но дети, которым
выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких
хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова:
слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем
кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше.
В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу.
Если такая
длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
МОРСКИЕ ВОЛНЫ
научить детей
переключать внимание с одного Вида деятельности на другой, способствовать
снижению мышечного напряжения
Если
взрослый дает команду «Штиль» все дети в группе «замирают». Когда раздается
команда «Волны», дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают те
дети, которые сидят за первыми партами. Через 2-3 ceкунды поднимаются сидящие
за вторыми партами и т. д. Как только очередь доходит до обитателей
последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети,
вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т. д.
По сигналу учителя «Шторм»
характер действий и последовательность их выполнения повторяется, только дети
не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу.