Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Детский сад № 26 города Белово |
|
Маленький Моцарт пишет концерт для фортепиано Все, что связано с детством
Вольфганга Амадея Моцарта, плохо умещается в педагогические рамки. Ясно почему
- ведь никто раньше не сталкивался с подобными чудо-детьми. Никто и никогда!
Это был дар свыше, непонятный и загадочный. Можно представить себе, как не
просто было воспитывать такого сына его родителям. Особенно отцу, учителю
музыки, хорошему музыканту и композитору Леопольду Моцарту. Поэтому вряд ли можно всерьёз осуждать
Моцарта - старшего за его, сточки зрения сегодняшнего дня, «непедагогичное»
поведение, когда он организовывал по всей Европе концерты совсем маленького
4-летнего Вольфганга и 6-летней дочки, его сестры, Наннерль. Концерты, оказавшиеся слишком утомительными
для маленьких музыкантов. Повторяем,
никто раньше не знал, как воспитывать таких детей. Да и сейчас, честно говоря,
мало кто знает. И всё же, как, минимум, одна удивительная история, произошедшая с
самым великим вундеркиндом всех времён и народов, представляет явный
педагогический интерес. Однажды, когда Вольфгангу была 3,5
года, папа пришёл с работы домой и увидел необычную картину: сынок сидел за
столом и что-то энергично писал чернилами на нотном листе. Малыш так был
увлечён своим занятием, что даже не заметил прихода отца. Он перепачкал в
чернилах всё, что только можно было перепачкать: одежду, руки, лицо, стол.
Даже пол вокруг стола был залит чернилами. Огромные чернильные кляксы покрывали
и уже исписанные нотами листы, разбросанные по всему столу. - Что
делаешь, сынок? — удивился папа. - Пишу
концерт для фортепиано. - Можно
посмотреть? - Да,
можно. Леопольд взял уже исписанные листы,
долго всматривался в ноты, проступавшие из-под чернильных клякс и помарок, и
был потрясён до глубины души. Его крошечный сынок написал концерт по всем
правилам композиторской техники. Более того, темы концерта были оригинальные,
собственного сочинения. Невероятно! Удивительно! Сказке подобно! «Как он мог
это написать? — изумлённо спрашивал себя Моцарт - старший. — Ведь никто его не
учил. Как будто рукой малыша водила рука Бога». - Молодец,
— похвалил Вольфганга папа. — Ты написал очень хорошую музыку». Потом он
начисто переписал концерт и сыграл его. Это было первое произведение будущего
великого композитора. Нам есть чему поучиться в этой
ситуации у Леопольда Моцарта. Он не отругал сына за испачканные- пол и одежду.
Не выбросил покрытые кляксами листы нотной бумаги в мусорное ведро. Напротив,
он бережно собрал нотные листы и переписал их начисто и похвалил малыши. Всегда
л и мы так внимательно и с уважением относимся к творчеству наших детей, не
обязательно музыкальному? Вот несколько примеров. Шестилетняя Ирочка выстроила
красивый узор из кубиков на полу, а мама разбрасывает кубики и ругает дочку:
«Что ты весь пол заняла. Негде пройти». Пятилетний Серёжа бьёт по клавишам и
что-то напевает. Он сочинил песню и пытается сам себе сыграть аккомпанемент.
«Прекрати сейчас же! Хватит шуметь! Займись каким-нибудь делом», — прогоняет
его от инструмента папа. Так мы, сами того не сознавая, зарываем в землю талант
ребёнка. Тушим маленькие, ещё совсем слабенькие искорки зарождающегося детского
творчества. Искорки, которые могли бы разгореться в пламя. А могли бы сделать
талантливого ребёнка талантливым взрослым! Мелодия,
услышанная
до рождения Педагогические теории далеко не всегда кажутся очевидными. Особенно, если
говорить о теориях, так или иначе связанных с музыкальным воспитанием. На наш
взгляд, это происходит потому, что благотворное влияние правильного
музыкального воспитания не так заметно, как влияние воспитания физического или, скажем, трудового. Не
так заметно и трудно измеримо. Например, практически невозможно доказать что
ребёнок, полюбивший классическую музыку, становится добрее, обладает более
тонкой духовной организацией, способен в большей степени, чем ребёнок,
музыкального воспитания лишённый, к сочувствию, милосердию, состраданию, к
тому, чтобы почувствовать боль другого человека. Примерно также обстоит дело и с
мнением ученых о том, что дети, которые слушали классическую музыку ещё до
рождения, находясь в животе матери, лучше развиваются физически, более
продвинуты интеллектуально, легче обучаемы. Впрочем, последнюю теорию в
какой-то мере подтверждает эта удивительная, почти невероятная история. Её рассказала нам хорошая знакомая, не доверять
которой у нас нет оснований. Виолончелистку Ирину Кулешову (фамилия
и имя по её просьбе изменены) мы знаем со студенческих лет. Она училась в
институте им. Гнесиных на двух факультетах (что бывает не часто) — струнном и композиторском. Подавала
как виолончелистка большие надежды, могла стать солисткой, но не получилось. С
момента окончания института и до сих пор она работает педагогом музыкальной
школы. В молодости Ирина пыталась сочинять музыку, даже написала симфонию и
концерт для виолончели с оркестром, но, кроме нескольких небольших пьес для
виолончели, опубликовать ей
ничего не удалось. Потом пошли семья, дети (у Ирины трое детей, два мальчика и
девочка), и мечты юности стать композитором так остались мечтами. Своего старшего сына, Вову, Ирина
начала учить музыке с пяти лет. Сначала учила на виолончели сами. Потом отдала
и музыкальную школу по классу фортепиано. Однажды, когда Вове исполнилось
десять лет, Ирина услышала, как он наигрывает мелодию, которая что-то ей напоминала.
Что-то давно забытое из прошлого. Что это за мелодия? — спросила она сына. — Где ты её слышал? - Я
не знаю. - Как
это не знаешь? Такого не может быть. - Ну,
честное слово, не знаю. Почему-то она пришла мне в голову. Ирина мучительно вспоминала, откуда
она сама знает мелодию, которую играл Вова. Даже ночью долго не могла уснуть.
И, наконец, вспомнила. Это была главная тема концерта для виолончели, который
Ирина писала как дипломную работу при
окончании композиторского факультета. Вспомнила и другое. В то время она была
па шестом месяце беременности и часто играла эту тему дома. Самое любопытное
было то, что эту мелодию позже она заменила на другую и никогда больше ее не
исполняла. Даже рукописные ноты при переезде куда-то затерялись. Вывод
напрашивается один: Вова мог услышать мелодию, только находясь ещё в животе. Услышав от
Ирины эту истории, мы новыми глазами взглянули на открытие, сделанное в начале
80-х годов прошлого века врачом-педиатром, доктором медицинских наук
М.Г.Лазаревым. Врач утверждал, что ребёнок ещё в дородовый период положительно
реагирует на классическую музыку. Метод Лазарева прост и доступен любой маме
после 16 недель беременности, когда между мамой и будущим ребёнком
устанавливается контакт и понимание. Достаточно несколько раз в день на 5-7
минут приложить к животу наушники, через которые самый юный слушатель будет
получать удовольствие от тихой, мелодичной, лучше всего классической музыки. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |